Лаки, краски, автохимия

Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами - Конфуций (Кун-цзы)

Фирменное гидравлическое оборудование для сто.

Тот, кто ничего не знает, всему верит - Иоганн Вольфганг Гете

Краски для мостов

В период с 1970 по 1980 гг. в Финляндии было построено большое количество стальных мостов. Благодаря "ноу-хау" в строительстве мостов Финляндия стала крупнейшим в Скандинавии производителем стали для мостов. С начала последнего десятилетия страна постоянно расширяет свой экспорт, особенно в Швецию.

До начала 1970-х годов большинство наиболее широко распространенных лакокрасочных систем составили свинцово-суриковые грунтовки и алкидные краски. Использование пескоструйной очистки для удаления ржавчины к концу 1960-х годов сменилось окраской. Были внедрены цинкобогащенные грунтовки в сочетании с хлоркаучуковыми верхними покрытиями. К концу 1980-х годов приобрели популярность эпоксидные и полиуретановые покрытия, которые к настоящему времени доминируют при первичной и ремонтной окраске стальных мостов.

Разрешенные к употреблению краски для мостов

Лакокрасочные системы разрешены к применению для антикоррозионных покрытий стальных мостов Финским дорожным управлением. Это было сделано на основе данных, полученных при натурных и ускоренных испытаниях на коррозионную стойкость, которые были проведены Техническим исследовательским центром Финляндии (WT).

Лакокрасочные материалы наносили распылением на нагретую поверхность.

В том случае, если хотя бы один из продуктов, входящих в систему заменяется, поставщик обязан обратиться в соответствующие органы за повторным разрешением, причем за свой счет. Лакокрасочные системы подразделяются на категории в соответствии с экологической классификацией (финский стандарт SFS 4596) и порядком ее применения.

Наибольшее распространение получили лакокрасочные материалы, относящиеся к классам МЗ и М4. Согласно действующей инструкции, стальные конструкции мостов, изготовленные из кислотостойкой нержавеющей стали, не могут быть окрашены без специального разрешения.

К концу 1970-х годов в Финляндии и Швеции стали заменять свинцово-суриковые грунтовки как экологически неблагоприятные и вредные для здоровья. С помощью соответствующих испытаний было установлено, что алкидные композиции, содержащие в качестве антикоррозионного пигмента фосфат цинка, в той или иной степени проявляют противокоррозионные свойства. С другой стороны, хлор-каучуковые краски обеспечивают хорошую защиту от коррозии. Благодаря ускоренной сушке они подходят для использования в условиях холодного климата как снаружи, так и внутри помещения.

К концу 1980-х годов становится ясно, что окраску стальных конструкций мостов удобнее проводить в окрасочных цехах и после этого транспортировать на строительную площадку. Эта ситуация привела к освоению лакокрасочных материалов с более высокой способностью к перевозке по сравнению с хлоркаучуковыми аналогами.

Около 40% лакокрасочных систем, разрешенных к использованию Финским дорожным управлением с 1977 г., составляют цинксодержащие эпоксидные и эпоксиполиуретановые композиции. Еще 40% приходится на лакокрасочные материалы, представляющие собой комбинации силиката цинка или цинксодержащих эпоксидов и хлорированного каучука. Остальные 20% составляют системы на основе свинцово-суриковых и алкидных красок. Летом 1989 г. в различных регионах Финляндии была проведена проверка состояния стальных мостов, окрашенных различными системами. Контроль производился службой, которая изучает поведение покрытий в процессе эксплуатации. Было проверено 30 мостов, из которых 18 окрашено хлоркаучуковыми, а 6 - эпоксиполиуретановыми красками. Старейший мост с хлоркаучуковым покрытием находился в экс-покрытиях появились многочисленные дефекты типа помутнения, апельсиновой корки и растрескивания. Кроме того, они проявили пониженную стойкость к воздействию масел и механическим нагрузкам. В то же время покрытия на основе цинкобогащенной эпоксидной грунтовки и эпоксиуретана сохранили отличный внешний вид.

Системы лакокрасочных материалов для новых мостов, окрашиваемых на заводе-изготовителе

При окраске стальных конструкций мостов в заводских условиях процесс включает следующие операции: сушка, дробеструйная обработка, нарезка, сварка, сборка, промывка, сушка, дробеструйная очистка стальными гранулами и окраска.

Окраска производится в большом помещении, достаточном для того чтобы вместить балку длиной 40-50 м. Цинксодержащую грунтовку марки Reasink MB наносят распылением на очищенную поверхность не позднее чем через 4 ч после дробеструйной очистки. Через 1 ч после грунтования наносят промежуточный слой отверждаемой полиамидом эпоксидной краски Reapox GPL-S M10, содержащей слюдообразный оксид железа.

В Финляндии мостовые конструкции окрашиваются на месте вторым слоем того же состава и затем двухупаковочным полиуретаном Readur 50, образующим полуглянцевые покрытия. В Швеции мосты покрывают на заводе одним слоем полиуретановой краски, а второй слой наносят на месте.

Стальные конструкции снабжают припаянными ячейками для держателей, облегчающих транспортировку окрашенных конструкций. Держатели после установки моста не удаляют, поскольку они не портят его внешний вид при визуальном наблюдении.

После монтажа мост, паяные соединения и другие потенциально склонные к разрушению поверхности окрашивают кистью или распылением, нанося слой краски из первоначальной лакокрасочной системы, доводя толщину пленки до исходной.

Преимущества окраски в заводских условиях:

  • предварительная обработка и окраска проводятся в контролируемых условиях;
  • работа проводится специалистами;
  • цена окраски 1 м2 поверхности снижается;
  • отсутствуют климатические ограничения и проблемы с сушкой, сокращаются потери и перерасход краски;
  • отпадает необходимость дробеструйной очистки и утилизации отходов.

Поверхности, окрашенные в заводских условиях, подвергаются пескоструйной очистке до степени 2 перед дальнейшей обработкой.

Ремонтная окраска мостов

Необходимость в ремонтной окраске моста определяется с помощью шкалы оценки ржавления в соответствии со стандартом ISO 4628:

  • конструкции, относящиеся к экологическому классу М4, ремонтируют путем локального подкрашивания при степени ржавления не более Ri 2;
  • конструкции экологических классов М2 и МЗ ремонтируются локальным подкрашиванием при степени ржавления не более 3;
  • при степени ржавления Ri 4 и Fii 5 покрытие должно быть заменено целиком. Шкала оценки ржавления приведена ниже.

Степень ржавления

Краску применяемую при первичной окраске моста, часто используют и для ремонта. Можно, однако, использовать при ремонте и другие лакокрасочные системы. Выбор последних ограничивается двумя факторами: конструкцией самого моста и внешними условиями, затрудняющими очистку поверхности до стандартной чистоты. Например, абсолютно невозможно очистить до степени За 2,5 железнодорожные мосты с заклепанными фермами. В этом случае приходится использовать лакокрасочную систему предназначенную для поверхности со степенью чистоты За 2. С тех пор как свинцово-суриковые композиции вышли из употребления, они были заменены алкидными системами. Пигментированные алюминием эпоксимастичные грунтовки с высоким сухим остатком типа Remastic 200, которые используются в эпоксиполиуретановых системах вместо цинкэпоксидных аналогов, обнаруживают отличные антикоррозионные свойства. При нанесении грунтовки Reamastic 200 на поврежденные участки покрытия она легко перекрывает слои старого хлоркаучуквинилового или старого алкидного покрытия.

В Финляндии окрасочные работы обычно выполняют в период с апреля по сентябрь. Для того чтобы вести ремонтную окраску при температуре ниже 10°С, приходится заменять цинкэпоксидные материалы специально разработанными аналогами <зимнего типа>. Эти продукты отверждаются при температурах ниже 2°С, что позволит удлинить период ремонтных работ.

Требования к долговечности покрытий

Поверхности, окрашенные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к окраске стальных мостов, не должны и после пяти лет эксплуатации обнаруживать никаких признаков коррозии или других дефектов: пузырей, трещин или шелушения. Повторное подкрашивание или полный ремонт покрытия требуются через 20 лет после первичной обработки поверхности. Обозначение разрушений покрытия должно соответствовать стандарту ISO 4628, если не предусмотрено иначе. Цветовой тон и другие характеристики покрытия, воспринимаемые визуально, должны быть одинаковыми. Адгезия к подложке (или межслойная) должна полностью соответствовать требованиям к данному виду покрытий.

Разрушение под действием механических или других исключительных причин при оценке качества и долговечности покрытия во внимание не принимается, гарантия - 5 лет до полного перекрашивания и 3 года - до ремонтной окраски.

Заключение

Системы покрытий успешно используются для эффективной защиты стальных мостов в Швеции, Польше и Венгрии. Долговечные покрытия с длинным интервалом между ремонтами позволяют разрешить не только экономические, но и экологические проблемы. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение в условиях постоянно возрастающего давления природоохранных ведомств. Одна из главных целей - сократить количество летучих органических соединений, поступающих в атмосферу при нанесении лакокрасочных материалов.

Длительную защиту стальных мостов обеспечивают двухупаковочные эпоксидные и полиуретановые краски. В последнее время лакокрасочная промышленность добилась значительных успехов в разработке красок с повышенным сухим остатком и вязкостью, позволяющей наносить их методом распыления. Эти достижения позволят уменьшить эмиссию растворителей.

Финское дорожное управление летом 1992 г. приступило к испытаниям водоразбавляемых красок, предназначенных для окраски мостов. В серию такого рода материалов входят акриловые краски Fontex Primer, Fontex M10 и Fontex Topcoat. Окраска указанными материалами проводится при строго регулируемых температуре и относительной влажности. Это обстоятельство необходимо принимать во внимание, особенно в условиях окраски вне помещения.

Приведенные в табл. 2 системы покрытий предназначены для первичной и ремонтной окраски стальных конструкций мостов. Рекомендованы Финским дорожным управлением.


Дни такие длинные, а годы такие короткие! - Альфонс Доде

Более поздние мысли обычно бывают более разумными - Марк Туллий Цицерон